Дворцу - 50!

Уважаемые уфалейцы! В апреле 2017 года Городской Дворец культуры отмечает свой 50-летний юбилей! В данном разделе Вы можете ознакомиться с исторической справкой, архивными фотографиями и другими интересными фактами об истории Городского Дворца культуры.

Если у Вас есть какие-либо дополнения к указанной информации, архивные фото или просто личные воспоминания, связанные с Дворцом, будем очень рады любой информации! Просьба отправлять информацию на электронную почту - gdk-v.ufalej@mail.ru



История городского Дворца культуры

 

Городской дворец культуры был открыт 22 апреля 1967.

Он являлся правопреемником старого клуба Металлургов, который ведёт начало с клуба Верхнеуфалейского железоделательного завода, т.е. с 1880 г.; долгое время клуб и Сад Металлургов были единственным местом сосредоточения культурной жизни посёлка Верхний Уфалей, там шли спектакли кружка любителей драматического искусства, в основном - пьесы А.Н. Островского («Бедность не порок», к примеру, которую отмечала газета «Екатеринбургская неделя» в 1883 г., и др.).

С 1903 г. кружок при клубе стал называться кружком любителей музыкально-драматического искусства (кроме драматического там был и струнный коллектив).

В первые годы советской власти клуб (рабочий клуб Верхнего Уфалея) занимал двухэтажное здание – дом купца Н.Г. Прохорова (2-я пол. 1920-30-х гг.), с залом на 350 мест, фойе, большой сценой, гримуборными (реквизит и бутафория достались от купцов А.Н. Прохорова и А.Н. Якушева). Работали кружки –  пользовавшиеся особой популярностью духовой оркестр,  оркестр струнных инструментов (в каждом занималось до 30 чел.), кройки и шитья, драматический (ставивший пьесы А.Н. Островского, А.П. Чехова, советских драматургов А. Арбузова («Шестеро любимых»), Б. Лавренёва («Разлом»), др. (руководитель и режиссёр – К.П. Воробьёв). 

Позднее самодеятельность «переселилась» в клубы металлургического и литейно-механического заводов.

В годы Великой Отечественной войны в клубе металлургического завода (1942-1945) играл оркестр 29-го учебного танкового полка под упр. Л.А. Павлова,  который после войны руководил эстрадным и духовым коллективавами клуба металлургов. Руководителем одного из духовых оркестров города многие годы был  Н.А. Жирнов – музыкант полкового оркестра 29-го УТК, бывший капельмейстер Уральского военного округа. Полковая художественная самодеятельность, в которой участвовали и уфалейцы, занимала одно из ведущих мест по Уральскому военному округу.

В клубе литейно-механического завода в 1950-х гг. режиссёром М.С. Рыбинской поставлены спектакли «День отдыха, или Безумный день» по пьесе В. Катаева (1955), «Пигмалион» Б. Шоу (1956). После объединения заводов металлургического и литейно-механического (1957), драматические коллективы клубов также объединились   (рук.  М.С. Рыбинская). Коллектив поставил спектакли «Любовь, директор и квартира» Ц. Солодаря, шедший в музыкальном сопровождении духового оркестра под упр. Н.М. Белоземцева (1959), «Чужой ребёнок» Шкваркина (1960), «Поздняя любовь» А.Н. Островского, «Меч и звёзды» Е. Чепурина, «В 16 мальчишеских лет» И. Голосовского, «Наша дочь» Кулиджанова (1961). М.С. Рыбинская поставила «Барабанщицу» А. Салынского (1962), «Остров Афродиты» А. Парнис (1963).

В 1963 драматический коллектив клуба под руководством режиссёра А. Дубинкина (дипломная работа известного советского кинорежиссёра) поставил «Иркутскую историю» А. Арбузова. В клубе работали хоровой (хор ветеранов, рук. К.П. Воробьёв), драматический, танцевальный, эстрадный,  духовой  и др. коллективы. Ежегодные смотры художественной самодеятельности клуба собирали полный зал зрителей (в негласном соревнования самодеятельности металлургического и никелевого заводов первенство с 1960 гг. занимал клуб металлургов).

Особо запомнился уфалейцам смотр самодеятельности 1964 г., который длился 4 дня: было показано свыше 90 номеров (худ. руководитель. Ю.И. Лазарев, руководитель драматического коллектива К.Н. Кощеев, «театра миниатюр» – П.С. Маркин, хоровых – К.П. Воробьёв, Л.О. Осинцева, танцевального – А.У. Городилова, эстрадного – Л.А. Павлов; директор клуба – П. Богомолов).

В 1967 г. весь коллектив художественной самодеятельности перешёл  в открывшийся 22.04. Дворец культуры Металлургов, позднее (1993), в связи с передачей в муниципальную собственность, ставший городским Дворцом культуры. В 1967-1969 гг. худ. руководителем ДКМ был И. Бурко (ныне руководитель Уральского диксиленда).

Первого директора дворца П.П. Халезина (22.04.1967-10.10.1967) сменил Ю.И. Лазарев. Концерт, посвящённый 50-летию Октября, в к-ром участвовало более 200 самодеятельных артистов, проходил 52 мин, которые потрясли Уфалей. Ещё большим открытием был «Новогодний огонёк» 31.12.1967, после которого гости-ленинградцы удивлялись: где уфалейцы нашли необыкновенные творческие силы.

Во всех начинаниях руководство дворца получало поддержку руководителей парткома, профкома Н.А. Кривошеева, Л.Н. Липунова, А.А. Самовара, директора з-да В.И. Ступникова, секретаря комсомольской организации завода А.И. Плюхина, впоследствии ставшего худруком ДКМ (1969-1974). Большую роль в том, что дворец стал Дворцом сыграл завхоз (директор по хозяйственной части) И.И. Марьин, у которого в огромном здании всегда была идеальная чистота, в безупречном состоянии и полном объёме были аппаратура, оборудование. Дипломированный агроном, которого нашёл Иван Илларионович, разводил (в 1960-1970-е гг.) во Дворце цветы, которым удивлялись не только уфалейцы, но и участники конференции работников культуры Урала и Сибири, проводившегося в Уфалее в 1973 г.

В ДКМ  работали 4 эстрадных коллектива: «Мелодия» (рук. Ю. Лазарев), «Искатели» (рук. В. Овчинников), «Друзья песни» (С. Санников), коллектив под руководством С. Богатырёва; детский оркестр (рук. Е. Самошкин), из которого вышли многие известные в городе музыканты, в т.ч. С. Сотниченко, взрослый и детский танцевальные коллективы (рук. А. У. Городилова, Л.И. Корпачёва), драматический и эстрадных миниатюр (К.Н. Кощеев и П.С. Маркин); хор ветеранов (К.П. Воробьёв).

Солистам дворца Б.Н. Вавилину, А.И. Прокудину, С.А. Деликатному, В.Н. Коршунову, С. В. Горновому, руководителю академического хора К.Н. Галишниковой, трубачу-джазовику В. Кильдибекову, саксофонисту В.Л. Павлову  аплодировали не только уфалейцы, но и жители Аши, Сима, Златоуста, Миасса и др. городов Челябинской обл.

В 1970-х гг. режиссёр П.С. Маркин поставил пьесы И. Всеволожского «Знатная жена» (1975), А. Вампилова «20 минут с ангелом».  Уфалейцы и сейчас вспоминают своих артистов Н. Соловьёву (Наседкину), Е. Богомолову, М. Рыбинскую, Б. Наседкина, В. Земцова, М. Сухорукову (Намощенко), В. Вавилову, П. Маркина, Ю. Курлина, Б. Вавилина, К. Кощеева, К. Сараеву, Н. Кибиреву, Л. Румянцеву (Прокопенко), Е. Девятова и др.

Как и в 1930-е годы проводились массовые театрализованные костюмированные представления (празднования юбилеев освобождения Урала от  белогвардейцев, завода и города в 1931,1939, 1949, 1961), в которых участвовало до 500 чел.

С 1974 директором ДКМ была Н.И. Меньшикова (по 1984). Новое назначение принесло и новое в работе: во дворце работали коллективы русской народной песни (1981, рук. Н. Меньшикова), хореографический (1974, рук. Г.А. Гашкова), агитбригада «Уфалейский рабочий» (1976, рук. Г.А. Зыкова), которые  не раз занимали призовые места на областных смотрах, в конкурсах народного творчества, награждались дипломами и грамотами обкома профсоюзов рабочих металлургической промышленности (как и  существовавшие ранее).

В ДКМ действовали десятки народных университетов, кинолекториев по различным общественно-политическим разделам. Разрабатывались и проводились в красных уголках цехов завода (уже по ремонту металлургического оборудования) «устные журналы», на страницах которых заводчане знакомились с новыми книгами, значимыми событиями в стране и за рубежом, с творческими программами коллективов самодеятельности.

Работали клубы по интересам «Кем быть», «Костёр», «Победа», которые знакомили уч-ся и рабочую молодёжь с профессиями, в т.ч. заводскими, проводили встречи с интересными людьми, ветеранами войны и труда.

С годами изменялись требования к культурно-просветительской деятельности. С приходом директора Е.С. Шебеко (1984) во дворце стали работать в основном профессионалы (с образованием по соответствующим специализациям). Сама по профессии театральный режиссёр, Е.С. Шебеко уделяла большое внимание зрелищным театрализованным, социальным и публицистическим формам работы. Изменение форм повлекло за собой и изменение содержания: заработали  литературные гостиные, музыкальные салоны, публицистические ринги «Рабочий цех. Завод», «круглые столы», диспуты по острым проблемам молодёжи, появились  арт-фестивали, театрализованные праздники, клубные любительские объединения, брейк-дансы и КВНы. К 225-летию завода и города (1986) при поддержке  бывшего директора завода Г.С. Доценко  прошло массово-зрелищное театрализованное представление на площадях и улицах города с костюмированным шествием (карнавальный элемент).

С этого времени народные гулянья, массовый театрализованный праздник на улице стали одним из направлений работы  ДКМ. С 1993 г. ДКМ, сменив учредителя, стал муниципальным учреждением, городским Дворцом культуры, самым крупным структурным подразделением городского отдела (ныне управления) культуры Верхнего Уфалея.   Новое осмысление с развитием рыночных отношений получила бизнес-деятельность  ГДК, его работа по увеличению платных услуг в сфере культуры и искусства для населения.

19.12.1997 в ГДК прошла презентация проекта «Народный дом», в рамках которого был создан социально-досуговый центр «Я – женщина», развернута работа по реализации одноименной программы (зав. центром Л.С. Ваганова). Работали общественная адвокатура, женский клуб «Соломенная шляпка». Акция-ярмарка «Милосердие», рейд-концерт по месту жительства женщин-инвалидов с поздравлениями к 8 марта; акция «В XXI век без наркотиков» отражали первостепенную значимость  ГДК.

С 1998 во дворце появилось новое направление – «Детская творческая лаборатория» (зав. детским отделом В.З. Матвеева) с основными разделами «От поиска к творчеству», «Добро и милосердие», «Возвращение к истокам», «Организация активного досуга детей и подростков». Инновационная концепция лаборатории – предоставление каждому ребёнку свободы индивидуального духовного проявления, права каждому развивать свои способности в системе образования  и творческого воплощения в условиях ГДК.   За это время он стал заметным культурным явлением в работе с детьми.

В ГДК (городской Дворец культуры) был центром народного творчества всех направлений, центром досуга детей, молодёжи, взрослых. Почти ежедневно в нём проводились различные мероприятия: концерты, вечера, фестивали, конкурсы (городской конкурс частушечников «Золотая заноза», с 1998; в рамках «детской творческой лаборатории»  с 1997 – ежегодный  конкурс для детей 6-14 лет «Хочу стать звездой, с 2000 – конкурс хореографических и танцевальных к-вов «Созвездие Терпсихоры», участниками которого всё чаще становились коллективы из др. городов Челябинской обл.), КВНы. 

В июле 2002 (к Дню города) состоялся праздник «Карнавальная  мозаика (режиссёр Е.С. Шебеко), в котором жители города стали не только зрителями, но и участниками. Изменилась целевая ориентация ГДК: специалисты дворца работали над развитием у населения потребности в творческой самоорганизации и самовыражении, что позволило коллективу не только выжить, но и успешно развиваться.  

                                                                                                                                                                      Черных В.А.


Лит.: Екатеринбургская неделя», 1883;   Как это было / Н. Кривошеев // Уфалейский рабочий, 26.03.1997;   Эта сцена многое видела / М. Ваняшкина // Там же, 5.11.1997;   Подари мне лунный камень / В. Черных // Там же, 1.11.1997;   Как молоды мы были / В. Черных // Там же, 12.11.1997;   Без культуры нет нации / Ю. Абдурахимов // Там же, 16.11.2000;   Особенности культурной жизни в зимний период / Т. Андреева // Там же, 17.01.2002; Все горожане в гости к нам / Е. Шебеко // 11.03.1999.